«Обичайте България!»

Великий болгарский писатель Петр Константинов.

========================================

 

Заливът на сънищата 001     Писатель всегда заканчивал свои речи этим простым завещанием: Обичайте България!

В этой подборке к годовщине кончины писателя я представляю следующие материалы: моя статья «Окървавено Отечество»,которая была с трудом опубликована в газете «Роден(Дорин) край»,но текст было невозможно читать из-за мелкого шрифта, отрывок из моих неопубликованных мемуаров, Обращение по поводу представления писателя к Нобелевской премии и моя короткая переписка с писателем, также уникальные видео материалы, любезно предоставленные секретарем писателя Викторией Недевой.

 

Великие представители нации объединяют и скрепляют ее подобно цементу.

С.И.

12 июня исполняется четыре года со дня кончины величайшего сына болгарского народа писателя Петра Константинова.

Несомненно, писатель Петр Константинов относится к той плеяде творческих личностей, которые и являются ЦВЕТОМ нации. Всегда, когда уходят из жизни духовные титаны того или иного народа, на душе вдруг становится тяжело, грустно, будто ты потерял очень близкого человека. Вдруг в душе возникает какая-то пустота, и ты удивленно смотришь на окружающий тебя мир и ни можешь ничего понять: ты- в пустоте.

Вся мыслящая и порядочная часть украинского народа с болью в душе восприняла убийство одного из лучших своих сынов Олеси Бузины. Этот сорокадвухлетний духовный исполин, отважный воин за свободу человека, вдруг отразился в душе здравомыслящих сограждан с огромной болью и, я бы сказал, страданием. Почему так устроен мир, что безвременно уходят лучшие? Почему так не справедливо иногда поступает провидение с нами, людьми.?

Петр Константинов не дожил до своего 83 – летия полтора месяца, и цифра 83 вдруг стала для меня сакральной потому, что она совпадает с подобной Льва Николаевича Толстого. Эти два гения, Лев Толстой и Петр Константинов, родились в один и тот же год- 28:Л Толстой- в 1828 и П.Константинов- через сто лет-1928.И у обоих жизнь остановилась на цифре 83 .

После того, как я прочитал трилогию «Синий аметист», я невольно начал сравнивать творчество болгарского писателя с творчеством Льва Толстого; это мое восприятие, и я никому его не навязываю. Романы Петра Константинова, как и романы Льва Толстого, многогранны в отражении человеческого общества, но они несут в себе одну очень важную мысль: что есть истина? Их герои философствуют, размышляют, ища в своей и окружающей их жизни истину. «Не виновата я, не виновата»!-,душераздирающе восклицает Катя Маслова, взывая к правде, к истине, наконец, к справедливости, которой всегда не хватало человечеству. «Истина, истина…»,-были последними словами Толстого на смертном одре.

Они оба разрушают установившиеся клише и шаблоны в восприятии того или иного явления в жизни вообще людей. У всех сложилось мнение, что Наполеон величественен, но когда раненый Андрей Болконский увидел сквозь пелену полусознательного, почти обморочного состояния маленькую фигуру императора , который слегка наклонился над ним, стараясь рассмотреть его, он вдруг понял, что ничего величественного в нем нет, что он даже выглядит как-то неказисто, даже нелицеприятно. В тот момент для Болконского большего интереса представляло небо, которое, как ему казалось, он впервые видит таким прекрасным, особенным, и он, всматриваясь в небесную синь, совсем забыл о Наполеоне, который все же проявил гуманность и велел вызвать санитаров и отправить русского пленного офицера в госпиталь. Также неординарно размышляют и герои Петра Константинова, например, торговец Аргияди, который отказался продать туркам ткань для их униформы, и, как бы продолжая свой патриотический посыл, перед всей своей семьей рассуждает, что такое корни человека, что они значат для всей его жизни, держа в руке синий аметист, как символ родовой памяти. И, главное, что объединяет этих двух великих людей человечества- это любовь к человеку мыслящему, ищущему всю жизнь истину и правду. Мораль, нравственность, справедливость, честность, порядочность, свобода – вот общечеловеческие ценности, которые несут в себе книги этих двух моих любимых писателей. Человек не совершенен, и он нуждается в постоянном «доделавании», «отделавании», и книги великих писателей как бы выправляют, шлифуют характер, нрав, стереотип поведения человека так же, как скульптор тщательными, скрупулезными постукиваниями по зубилу доводит до совершенства свое произведение. Лев Толстой и Петр Константинов-это два ярких ДУХОВНЫХ маяка не только для своей нации, но и для всего мыслящего человечества.

Петр Константинов стал для всех болгар, живущих вне Болгарии, самым близким и родным человеком, и мне очень бы хотелось, чтобы его книги стали настольными и необходимыми, как Библия для верующего, так как именно он уделял большое внимание заботе о них, переселенцах и эмигрантах. Созданная им общественная организация «Мати Болгария» возродила самый болгарский праздник «День Будителя». Ни один народ на Земле не имеет такого праздника!!! Ведь в человеке главным является его ДУХОВНОЕ начало, а не физическое. Именно эта организация продолжает следить за жизнью болгар, живущих за границей, и всячески им помогает. И, конечно, мне бы очень хотелось, чтобы как можно больше болгар в Украине   и в других странах прочитали как можно больше книг, написанных Петром Константиновым. К годовщине кончины писателя я хочу представить отрывок из неопубликованных моих мемуаров под названием «Болгарин» или моя первая и последняя жизнь» о моем впечатлении от встреч с писателем. Я мечтаю, когда день рождения и день ухода из жизни Петра Константинов, отмечались бы украинскими и всеми болгарами, где бы они ни жили, как даты общегосударственного значения.

 

Отрывок из мемуаров.

=================

В 2008 году состоялся Первый Великий собор болгар всего мира в г. Варна. Так как я тогда еще был в более или мене хороших отношениях с Дорой Костовой, состоял(чисто формально) зам. председателя,т.е Д.Костовой, культурно-просветительского клуба «Огнище», то от этого клуба и был внесен в список ,едущих на собор. Так же формально, на словах я считался и членом Конгресса болгар Украины во главе с Граматиком Юрием Ивановичем. Я тогда ехал в частной машине Граматика Ю.И. по его любезному приглашению, а Дора Костова в общем автобусе. Уже тогда ей это не понравилось – будто бы я ее предал… Собор оказался грандиозным – только делегатов было семьсот человек из 25 стран мира. На этом соборе сразу бросилась в глаза фигура Петра Константинова.

Я его впервые увидел в 2007 году на дне бессарабских болгар в Софии. Мы были приглашены на этот вечер в главный дворец столицы Болгарии. Мы тогда приехали презентовать новую общественную организацию Конгресс болгар Украины, созданную Юрием Грматиком и Дорой Костовой. Так вот, Петр Константинов выступил тогда с речью, которая произвела на меня сильное впечатление. Он говорил громко, с силой в голосе – голос похожий немного на голос В.Высоцкого. Его речь выглядела стройной, логичной и проникнутой беззаветной любовью к родному Отечеству, к своему народу. Я тогда не знал, что он писатель. Я тогда понял, что он основатель и председатель «сдружения» «Мати Болгария»,ставящего своей главной целью защиту прав болгар, живущих за границей.

Второй раз я увидел и услышал П.Константинова на Первом Великом соборе болгар всего мира в Варне в 2008г. На этом соборе была создана Ассоциации болгар всего мира. П. Константинов во вступительной части собора тоже выступил и тоже всех обаял своим ораторским талантом. Вообще, на меня Балканские болгары, производят впечатление, что они всегда говорят по делу, речь у них складная, логическая – в общем, по моему мнению, болгары – природные ораторы. Бывший советский народ очень уступает в этом компоненте болгарам. Советские люди вообще говорить не умели и до сих пор не умеют(хотя уже есть прогресс- пришла свобода слова, которая сегодня в Украине может стоить жизни) потому, что им всегда закрывали рот, и их всегда подстерегала опасность, если они невзначай «ляпнут» что-нибудь не соответствующее требованиям партии. Поэтому наиболее прагматичные на рожон не лезли, помалкивали и, как результат, разучились произносить связные речи с листа. Но, это мое мнение…

На этом соборе присутствовало приглашенных официально семьсот человек, и организаторы раздали ВСЕМ подарочные пакеты. Кроме брошюр, касающихся работы собора и Ассоциации, в пакете были в упаковке три тома трилогии П.Константинова «Синият аметист». Была еще довольно увесистая книга Николая журналиста и писателя Николая Увалиева «Вековете на Атанас Буров». Я в гостинице посмотрел содержимое пакета и уложил обратно. По приезде в Одессу я начал читать все содержимое пакета. Прочитал Меморандумы и «Белую книгу» Григора Велева- основателя Ассоциации болгар всего мира, потом взялся за трилогию «Синий аметист». Еще студентом я читал классиков болгарской         прозаической литературы Ивана Вазова, Димитра Талева, Димитра Димова, Йордана Радичкова,Павла Вежинова и других. С тех пор я почти не читал болгарской литературы, так как жил в Одессе, и поэтому читал журналы «Иностранная литература», «Новый мир», «Юность».

Начиная с 1996 г. я активно начал читать историческую болгарскую литературу, вернее, исторические исследования, но болгарской прозы не читал. И вот передо мной три красивых книги трилогии.»Изгрев», «Прощаване с пролетта» и «Разпятието». Книги прочитал на одном дыхании. Я читаю в среднем темпе, можно сказать, не спеша. Я люблю наслаждаться языком автора, следить за его мыслью, замечать поэтические находки: метафоры, сравнения и другие литературные красоты. Но меня в первую очередь увлекало само содержание романов, в которых поместилась в высокохудожественной форме вся история болгарского народа, начиная с 1876 года, когда произошло Апрельское восстание против турецких завоевателей, и до наших дней. Турки во время этого восстания уничтожили сто тысяч человек, сжигали целые села вместе с людьми. Против их зверств выступили многие западные политики, писатели, среди которых был и Ромен Ролан.

Вообще, Петр Константинов один из немногих болгарских писателей, который выступил против фальсифицированной болгарской истории, и поэтому его романы- это еще и правдивая, подлинная история болгарского народа. Кроме новизны материала меня поразил и очаровал высокохудожественный язык автора. Мне казалось, что в устах Петра Константинова болгарский язык звучит БЛАГОЗВУЧНО, ЧИСТО,ПЛАВНО, КРАСИВО. Мне казалось, что я впервые слышу болгарский язык в таком красивом звучании, которое является результатом красивой формы. Я читал прекрасных болгарских публицистов, которыми тоже восхищался, но проза П.Константинова несла в себе что-то свежее, новое и приятное, незнакомое. Его проза настолько образная, выразительная и сочная, что мне казалось, будто это уже готовый сценарий к художественному фильму. К сожалению, болгарские кинорежиссеры еще не дошли до прозы Петра Константинова, но уверен, что очень скоро придет новое поколение кинорежиссеров и романы П.Константинова будут экранизированы.

В 2010 году в Варне состоялась третья сессия Всемирного парламента Ассоциации болгар всего мира. На этот раз нам снова дали пакеты, в которых была четвертая часть Трилогии «Синий аметист» «Булевардът на спомените»-Бульвар воспоминаний» и роман Миладина Апостолова «Великата княгиня Елена-Олга». На этом соборе, как оказалось, я в последний раз виделся с великим болгарином Петром Константиновым.

Да, после прочтения трилогии я опубликовал в местной болгарской газете статью, в которой поделился с читателями своим впечатлением о трилогии. Когда газета попала в руки к Петру Константинову- ему дал газету Никола Караиванов- тогда председатель болгарского общества «Родолюбец», которое занимается судьбой бессарабских и таврийских болгар, то есть,   болгар, живущих в Украине, и, прочитав мою статью «Лжи много, а истина- одна» в газетном варианте, а в моем варианте статья называлась «Мое впечатление от трилогии «Синий аметист»,то он позвонил мне на домашний телефон и поблагодарил. Я был ошеломлен! На душе было приятно. Я получил огромное удовлетворение и душевное волнение. Но я и понял, как мало теплых слов он слышал в свой адрес от своих соотечественников. Я понял, что болгарское общество находится еще в очень упадочном состоянии, что духовное начало отодвинуто в дальний угол души и что на первом месте у людей стоит проблема как выжить в этой олигархической системе.

Да, мне и неизвестно, есть ли какие-то отклики от тех, кто получил эти бесценные подарки? Может оказаться, что я единственный, кто таким образом поблагодарил и организаторов собора и самого автора за такие подарки. Мне почему-то кажется, что не все прочитали романы. Даже уверен, что и Дора Костова не прочитала ни одной строчки из его прозы, хотя, когда дарила газету Петру Константинову с написанным мною обращением к правительству Болгарии ходатайствовать перед союзом болгарских писателей о представлении автора для награждения его Нобелевской премией по литературе, она это делала так, будто это ее заслуга. Но тогда я об этом не думал; для меня важно было, чтобы Петр Константинов получил хоть какое-то удовлетворение от факта внимания к нему его подопечных за границей, пусть и в лице только одной Доры, так как никто кроме Доры не знал, что я автор Обращения. Ведь и великие люди тоже нуждаются в теплых словах одобрения их творчества.

Да, 2010 год, в октябре месяце, был последним, когда я видел Петра Константинова. Сейчас я признаюсь в том, что происходило в моей душе, когда я прочитал трилогию. Когда вернулись в Одессу, я попросил у Доры Костовой электронный адрес доктора Ивана Симеонова, чтобы обратиться к нему с просьбой написать литературоведческий анализ творчества Петра Константинова. Д.Костова мне отказала, сказав, что должна сначала позвонить И.Симеонову и спросить можно ли дать мне адрес. И это она выкаблучивалась перед человеком, который 15 лет стоял горой за нею, рассорившись с половиной диаспорских активистов. Стоит отметить, что мы с ней даже и не ссорились и ее отношение ко мне, как чужому человеку, меня просто поразило, и мне сделалось больно на душе. Но не об этом речь. Я хотел, чтобы в 2010 году представление было отправлено в Шведскую академию. Доктор И.Симеонов,(за что ему огромное спасибо!!!) проделав колоссальную работу, прислал мне текст, и я его отправил с сопроводительным письмом Григору Велеву- президенту Болгарской Академии наук и искусств и основателю Ассоциации болгар всего мира. Григор Велев не предпринял никаких мер, чтобы отправить необходимый пакет документов. Почему? Я его не спрашивал. Мне было неудобно. Я рассуждал так: если он это не сделал, значит, так считает нужным. Я не имел права желать от него объяснений.? Я просто ошибся. Мне надо было напрямую отправить текст в союз болгарских писателей, но от них еще меньше было надежды на положительный результат. Короче, в своем Отечестве нет пророков – так говорил Иисус. Так вот, я торопился со всем этим потому, что постоянно сравнивал жизнь и произведения Льва Толстого с жизнью и произведениями Петра Константинова. Я думал, вот Л.Толстой прожил 83 года и Петру Константинову через год будет 83,поэтому надо торопиться, а вдруг он уйдет от нас, а хочется при жизни, чтобы этот гений получил заслуженную похвалу и награду за свой титанический труд(более тридцати книг, не считая много сотен статей на культурологические, политические, экономические и исторические темы).

Итак, в 2010 году, после окончания первого дня работы мы все отправились обедать в столовую городской общины(горсовета),где проходило заседание парламента Ассоциации. Так получилось, что когда мы входили в столовую, то оказались рядом с П.Константиновым и он предложил сесть нам за одним столом. Сначала мы выпили отличное вино «Мерло» за Болгарию, и, кушая, вели неторопливые разговоры. За столом сидели еще Иван Николов -директор журнала «Болгария-Македония, Владо Калоянов -таврийский поет ,писатель и историк, Николай Увалиев- автор книги «Вековете наАтанас Буров» и Петр Захариев из Швеции.Этот П.Захариев подарил Ассоциации свой дом в Софии. В этом доме в свое время прятался от турецких полицейских Апостол болгарского освободительного движения, великий сын болгарского народа Васил Левски.

После окнчания встерчи   в Софии с писателем Петром Константиновым в 2010 г. летом, организванной Николой Каравановым для группы бессарабских и одесских болгар,писатель отправил нас посмотреть этот дом и принять участие в праздновании дня рождения Петра Захариева в 2010 г.

Итак,обед продолжался…Мы ели чисто болгарские блюда, кто-то о чем-то говорил,(в основном говорил П.Захариев) а я, время от времени, поглядывал на Петра Констинтинова и думал: вот Григор Велев не оформил документы для отправки в Шведскую Академию.,а вдруг П. Константинов не доживет до того дня, когда его будут награждать, но тут же эту мысль отбрасывал, питая искреннею надежду, что он еще будет жить и успеет услышать благодарность современников за свой интеллектуальный вклад в мировую сокровищницу человеческой культуры.

И вот в апреле 2011 году я узнаю, что П. Константинов по дороге в США заболевает плевритом и находится в коме. Он ехал в США презентовать переведенный на английский язык роман «Распятие».Я испугался. Вот, думаю, не напрасно я торопился, и меня мучили эти мысли об его возможном уходе из жизни. Мы надеялись, что он выкарабкается. Я написал обращение к премьер – министру Бойко Борисову, чтобы государство взяло на себя заботу о Петре Константинове. Мне неизвестно, какое влияние оказало мое письмо, но вскоре больного перевезли из Америки в Болгарию. Кто оплатил транспортировку, мне еще предстоит узнать, когда поеду в Варну на очередную сессию парламента Ассоциации болгар всего мира.

Все это время я переписывался с его секретарем Викторией Недевой и узнавал об его состоянии.

12 июня я был в гостях у своей дочери – отмечали ее день рождения. На следующий день я получаю письмо от Виктории Недевой,,секретаря писателя, и узнаю, что он умер 12 июня. Вот так случилось, что теперь день рождения дочери всегда мне будет напоминать о смерти моего любимого современного болгарского гениального писателя Петра Константинова. Я его называю гением совершенно обоснованно с моей точки зрения потому, что если произведение того или иного деятеля культуры, науки или искусств выходит за рамки национального и приобретает общечеловеческое значение, то это и есть гений, то есть высший, самый лучший, всеобщий, принадлежащий всему человечеству. А романы и культурологические работы Петра Константинова именно этими свойствами и обладают. Кто не верит, пусть прочитает романы и «Сокровища Европы», я уже не говорю о книге «Сокровища Болгарии», которые тоже выходят за рамки национального значения, так как, например, Рильский монастырь по своей архитектуре вошел в сокровищницу мировой архитектуры по признанию ЮНЕСКО.

Я всегда относился с подчеркнутым уважением к Григору Велеву, но после его отказа подать документы в Шведскую Академию, мой пыл почтительного отношения к нему почти угас. Мне больно разочаровываться в людях, и рана от этого очень долго заживает, кровоточа в глубине души и оставляя горький привкус в моем житии-бытии. Будто бы я чего-то потерял очень важное, не сделал, не довел до конца задуманное.

 

После смерти Петра Константинова я каждый день открывал интернет и рылся в болгарских новостях, но ничего не находил о нем. Я понял, что болгарское общество сильно деградировало, так как никаких откликов на смерть такого великого человека не находил. Союз болгарских писателей молчал, как рыба. Я понял, что и там дела обстоят так же как и в обществе. Мне страшно стало обидно за болгарский народ, который попал в лапы олигархов-грабителей так же, как и мы в Украине и России.

==================

Comments are closed.